Музей железнодорожной техники СКЖД — это уникальное место, где можно ознакомиться с историей железнодорожного транспорта и его развитием в России. Музей располагается на территории Ростовского железнодорожного узла и представляет собой коллекцию различных образцов подвижного состава, включая локомотивы, вагоны и другую технику.
В музее встречаются как старинные, так и современные образцы Ж/Д транспорта. Экспозиции часто обновляются, кроме того, проводятся различные мероприятия, посвященные истории железных дорог. Это место станет находкой для тех, кто интересуется историей железнодорожного транспорта или хочет провести время в интересной локации.
История создания
История музейного комплекса весьма насыщенна. Музей Северо-Кавказской железной дороги открыл свои двери в 1960 году в качестве народного музея во Дворце культуры железнодорожников на станции Ростов-Главный. В тот период музей был частью Дорожного музея истории.
Идея создания полноценного музея с настоящими паровозами возникла в 1991 году. Экспонаты для выставки собирались энтузиастами Всесоюзного общества любителей железных дорог, студентами Ростовского государственного университета путей сообщения и действующими сотрудниками Ж/Д путей. Экспозиции были организованы в хронологическом порядке, начиная с появления железных дорог на Северном Кавказе и продолжая этапами революции, Великой Отечественной войны, послевоенных лет и наших дней.
Позже, 1 августа 2003 года, накануне Дня железнодорожника, площадка исторического подвижного состава на станции Гниловская была торжественно открыта: именно здесь разместились старинные железнодорожные составы.
Как попасть
Музей расположен по адресу Казачий переулок 44А, а также на улице Гусева 3, ДКЖ. Комплекс с экспонатами, включающими настоящие вагоны поездов, размещен на территории бывшей станции Гниловская. Музей функционирует для посетителей ежедневно с 10:00 до 18:00, однако рекомендуется заранее уточнить график работы на сайте или по телефону, чтобы избежать визита в день профилактических работ
Ближайшая остановка к музею СКЖД — «Строительная», от которой нужно пройти всего 380 метров до музея под открытым небом. До остановки можно добраться на любом виде транспорта. Следуя из центра города нужно перейти улицу и идти по Казачьему переулку к железнодорожным путям до забора, музей будет слева.
Можно воспользоваться следующими маршрутами:
- Автобус № 4 (маршрут ГПЗ-10 до Центрального рынка);
- Троллейбус № 12 (маршрут Центральный рынок до ГПЗ-10);
- Маршрутные такси № 4 и № 8 (маршрут Центральный рынок до ГПЗ-10).
Кроме того, можно доехать на поезде с пригородного вокзала в сторону Таганрога до станции Гниловская.
Наиболее простой вариант — вызвать такси, которое доставит прямо к музею, хотя этот способ будет дороже, чем поездка на общественном транспорте.
Стоимость входного билета в музей: 50 рублей детский и 100 рублей взрослый.
Самые примечательные элементы экспозиций
В начале своего существования Музей железнодорожной техники имел в своей коллекции 40 единиц транспортных средств. С течением времени количество экспонатов значительно увеличилось. Сегодня на выставке представлено более 60 составов из разных исторических промежутков.
Для создания реалистичной атмосферы составы размещены на рельсах, а на станции можно увидеть железнодорожный светофор, механический семафор и гидроколонку. Общая длина путей составляет 1900 метров, а площадь музея занимает 2 гектара.
Экспонаты музея пестрят разнообразием: здесь можно увидеть настоящие старинные паровозы довоенного периода, пассажирские и грузовые электрические поезда, а также первые советские электровозы. Часть паровозов задействовалась для съемок документального кино и использовалась в воссоздании исторических событий.
Среди наиболее интересных экспонатов музея выделяется цистерна для перевозки химикатов, возраст которой превышает 125 лет. Она была изготовлена в Румынии в 19 веке и стала трофеем в конце Первой мировой войны. Данная цистерна является уникальным экземпляром в России. Перед тем как стать частью музейной коллекции, она использовалась для транспортировки химических веществ более полувека. Эксперты утверждают, что в ней по-прежнему можно перевозить химикаты.
В музее представлена мотодрезина 1930 года, вагон-ледник начала 20 века, железнодорожный грузоподъемный кран на 45 тонн (выпущенный в 1935 году!), танк-паровоз из Алтайского края, артиллерийские тягачи и много других интересных экспонатов.
Посетители могут входить в вагоны, чтобы почувствовать себя машинистом, пассажиром обычной теплушки или роскошного деревянного салона. На дрезине можно прокатиться, а многие приборы доступны для непосредственного использования.
Погружение в прошлое
С 2005 года музей предоставляет ретро-туры, которые организуются компанией «Дельта-копия» при поддержке Северо-Кавказской железной дороги. Данные программы доступны для ознакомления и сегодня.
Ретро-поезд состоит из двух вагонов и паровоза Су 250-64, выпущенного в 40-х годах 20 века. Продолжительность поездки составляет 2 часа 40 минут, в ходе которой предусмотрена остановка на станции Гниловская, где для пассажиров проводятся экскурсии. Стоимость тура весьма доступна — 250 рублей для взрослых, а для самых маленьких участников путешествие в прошлое совершенно бесплатно!
Где остановиться в Ростове-на-Дону
Чтобы посетить Музей железнодорожной техники СКЖД и другие достопримечательности Ростова, стоит остановиться в отеле «АТТАШЕ» на проспекте Соколова. Гостиница предоставляет всем постояльцам комфортабельные и просторные номера, доброжелательное обслуживание и безукоризненный порядок. Кроме того, расположение в центре города позволяет без труда добраться до самых интересных достопримечательностей.
Для бронирования номера достаточно воспользоваться актуальными контактами на сайте или лично посетить гостиницу. В «АТТАШЕ» тепло принимают каждого гостя!